Сайт Лежневской Школы №11

ПРОГРАММА «SOS»(социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми группы «риска»)

Цель: содействовать формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

Задачи программы:

  • способствовать на основе диагностики формированию гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся, положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;
  • создать условия для вовлечения детей группы «риска» в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки;
  • формировать у учащихся негативное отношение к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств;
  • обеспечить координацию всех участников образовательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Деятельность по реализации программы предполагает:

  1. Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.
  2. Участие в операции «Подросток».
  3. Диагностику детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.
  4. Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.
  5. Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.
  6. Помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних.
  7. Выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.
  8. Социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.

В программе принимают участие:

  • Заместитель директора школы по воспитательной работе;
  • Социальный педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Инспектор по делам несовершеннолетних;
  • Классные руководители;
  • Медицинские работники;
  • Учащиеся и их родители;
  • Представители органов власти, государственных учреждений и общественных организаций.

Основные направления деятельности и формы работы:

  1. Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
    • анкетирование и тестирование учащихся;
    • анализ медицинских карт;
    • составление картотеки детей группы «риска»;
    • систематическое педагогическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;
    • изучение положения ребёнка в семье, классе и школе;
    • определение круга общения подростка.
  2. Организация взаимодействия между:
    • школой и ПДН;
    • школой и Центром внеклассной работы;
    • школой и центральной районной больницей;
    • школой и Комиссией по делам несовершеннолетних;
    • школой и родителями учащихся;
    • школой и общественными организациями.
  3. Информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с учащимися.
    Индивидуальные:
    • Занятость учащихся во внеурочное время;
    • Беседы;
    • Социально-педагогическое сопровождение.
    Групповые:
    • Нормативно-правовой всеобуч;
    • Тематические уроки;
    • Организация свободного времени учащихся школы;
    • Организация работы Совета Профилактики правонарушений;
    • Занятия-лекции;
    • Классные часы;
    • Групповые тренинги;
    • Создание ситуации успеха в учёбе;
    • Организация различных видов внеурочной деятельности: экскурсии, походы, поездки, спортивные мероприятия, творческое самовыражение и т.д.;
    • Трудоустройство и организация летнего отдыха во время каникул и в летний период;
    • Акции, движения;
    • Выпуск тематических газет;
    • Дежурства по школе и классам;
    • Оформление информационных правовых стендов;
    • Развитие кружковой деятельности на базе школы по интересам учащихся.
  4. 4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:
    • организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, родителями и педагогами;
    • проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
    • оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;
    • поддержка социально ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей из группы «риска» в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций;
    • ведение систематического учёта пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
    • установление доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической и действенной помощи;
    • ведение учёта особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ним работы и её результатов;
    • проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских и других учреждений по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма.
  5. Информационно-просветительская работа с родителями:
    • выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
    • обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов соответствующей городской Комиссии;
    • организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;
    • посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;
    • организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
    • проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;
    • лектории;
    • семинары;
    • педагогические практикумы;
    • конференции;
    • обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
    • организация групп поддержки;
    • организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
    • тренинги;
    • ролевые игры;
    • практические занятия;
    • оформление информационных стендов.
  6. Информационно-методическая работа с учителями:
    • групповые беседы;
    • анализ методической литературы;
    • круглые столы;
    • диспуты;
    • решение практических задач;
    • тренинги;
    • семинары;
    • конференции;
    • практические занятия по обмену опытом.

Ожидаемые результаты:

  • повысится положительная мотивация к обучению и участию в общественной жизни класса и школы у учащихся;
  • снизится количество правонарушений среди несовершеннолетних;
  • возрастёт количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, что даст возможность отвлечь ребят группы «риска» от вредных привычек и способствовать укреплению здоровья подростков;
  • программа повысит эффективность воспитательной работы в школе.