ПРОГРАММА «SOS»(социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми группы «риска»)
Цель: содействовать формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.
Задачи программы:
- способствовать на основе диагностики формированию гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся, положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;
- создать условия для вовлечения детей группы «риска» в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки;
- формировать у учащихся негативное отношение к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств;
- обеспечить координацию всех участников образовательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Деятельность по реализации программы предполагает:
- Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.
- Участие в операции «Подросток».
- Диагностику детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.
- Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.
- Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.
- Помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних.
- Выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.
- Социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.
В программе принимают участие:
- Заместитель директора школы по воспитательной работе;
- Социальный педагог;
- Педагог-психолог;
- Инспектор по делам несовершеннолетних;
- Классные руководители;
- Медицинские работники;
- Учащиеся и их родители;
- Представители органов власти, государственных учреждений и общественных организаций.
Основные направления деятельности и формы работы:
- Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
- анкетирование и тестирование учащихся;
- анализ медицинских карт;
- составление картотеки детей группы «риска»;
- систематическое педагогическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;
- изучение положения ребёнка в семье, классе и школе;
- определение круга общения подростка.
- Организация взаимодействия между:
- школой и ПДН;
- школой и Центром внеклассной работы;
- школой и центральной районной больницей;
- школой и Комиссией по делам несовершеннолетних;
- школой и родителями учащихся;
- школой и общественными организациями.
- Информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с учащимися.
Индивидуальные:- Занятость учащихся во внеурочное время;
- Беседы;
- Социально-педагогическое сопровождение.
- Нормативно-правовой всеобуч;
- Тематические уроки;
- Организация свободного времени учащихся школы;
- Организация работы Совета Профилактики правонарушений;
- Занятия-лекции;
- Классные часы;
- Групповые тренинги;
- Создание ситуации успеха в учёбе;
- Организация различных видов внеурочной деятельности: экскурсии, походы, поездки, спортивные мероприятия, творческое самовыражение и т.д.;
- Трудоустройство и организация летнего отдыха во время каникул и в летний период;
- Акции, движения;
- Выпуск тематических газет;
- Дежурства по школе и классам;
- Оформление информационных правовых стендов;
- Развитие кружковой деятельности на базе школы по интересам учащихся.
- 4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:
- организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, родителями и педагогами;
- проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
- оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;
- поддержка социально ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей из группы «риска» в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций;
- ведение систематического учёта пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
- установление доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической и действенной помощи;
- ведение учёта особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ним работы и её результатов;
- проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских и других учреждений по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма.
- Информационно-просветительская работа с родителями:
- выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
- обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов соответствующей городской Комиссии;
- организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;
- посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;
- организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
- проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;
- лектории;
- семинары;
- педагогические практикумы;
- конференции;
- обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
- организация групп поддержки;
- организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
- тренинги;
- ролевые игры;
- практические занятия;
- оформление информационных стендов.
- Информационно-методическая работа с учителями:
- групповые беседы;
- анализ методической литературы;
- круглые столы;
- диспуты;
- решение практических задач;
- тренинги;
- семинары;
- конференции;
- практические занятия по обмену опытом.
Ожидаемые результаты:
- повысится положительная мотивация к обучению и участию в общественной жизни класса и школы у учащихся;
- снизится количество правонарушений среди несовершеннолетних;
- возрастёт количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, что даст возможность отвлечь ребят группы «риска» от вредных привычек и способствовать укреплению здоровья подростков;
- программа повысит эффективность воспитательной работы в школе.