Сайт Лежневской Школы №11

Программа «ЗДОРОВЬЕ» Лежневской муниципальной средней общеобразовательной школы № 11 на 2006 – 2010 гг.

1. Содержание программы и обоснование ее решения программными методами.

На образование как государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для ее решения необходимы разработка Программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся.

Данные по состоянию здоровья учащихся настораживают.

Таким образом, работа со здоровьем в системе школьного образования сегодня занимает исключительное по значимости положение в силу следующих причин:

  • в школе формируется мировоззрение и система ценностей будущего поколения, что предопределяет стратегическую успешность программы построения здорового образа жизни;
  • система школьного образования закладывает базу здоровья на всю дальнейшую жизнь, а имеющиеся проблемы со здоровьем или вредными привычками могут быть успешно преодолены или компенсированы;

Таким образом, программа, нацеленная на контингент школьного возраста, является наиболее перспективной программой обеспечения здоровья.

2. Цели и задачи Программы

Цель – формирование здорового образа жизни у детей за счет объединения усилий различных социальных и общественных структур.

Для достижения цели необходимо:

  • объединить усилия различных социальных общественных структур, заинтересованных в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, определение способов взаимодействия;
  • создание новых педагогических технологий, формирующих у детей ценности, привычки и способности к здоровому образу жизни;
  • за счет освещения в СМИ конкретных мер, принимаемых в школе, обеспечить возможность подключения к указанной проблеме родителей, общественности.

3. Механизм реализации Программы.

Реализация Программы предусматривает следующий стратегический подход в решении поставленных задач:

  • фокусирование внимания на приоритетных факторах риска и образа жизни, влияющих как на здоровье так и на общее благополучие, способности к получению знаний как в настоящем, так и в будущем;
  • объединение и исследование всех компонентов как самой школьной системы, так и прямо или косвенно на них влияющих;
  • сотрудничество на всех уровнях;
  • активное вовлечение детей в том числе и руководство и оценку хода программных мероприятий;
  • активное вовлечение педагогов в создание Программы укрепления здоровья на рабочем месте; образование и повышение квалификации по вопросам укрепления здоровья и здорового образа жизни;
  • активное вовлечение родителей;
  • использование комплексной системы планирования, мониторинга оценки хода Программы и ее отдельных элементов.

Основными направлениями деятельности педагогов и всех заинтересованных в привитии учащимся навыков здорового образа жизни лиц являются:

  • формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через использование валеологических подходов и методов; разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма, курения и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
  • нормализация учебной нагрузки;
  • создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
  • создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;
  • использование собственного опыта детей, готовности их к восприятию знаний и собственным действиям в защиту здоровья.

Таким образом, должна быть создана система формирования новой идеологии в отношении к здоровью.

4. Оценка эффективности реализации Программы.

В результате осуществления Программы ожидается:

  • создание комплексного мониторинга состояния здоровья детей;
  • снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;
  • коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
  • обеспечение условий для практической реализации и индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

5. Система программных мероприятий.

I. Организационно- методическая работа.

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Создание банка данных по проблеме детского здоровьяПостоянноАдминистрация школы, медсестра
2Разработка «Паспорта здоровья» на каждого ребенка с параметрами физического состояния, значимыми для осуществления учебного процесса.С 2007 года постоянноАдминистрация, классные руководители, мед. работник
3Психофизическая диагностика детейЕжегодноШкольный психолог, учителя физкультуры
4Образование родителей: информирование о соответствии физических параметров и особенностей детей их возрасту, психологическая помощь родителям в форме лекций, индивидуальных консультаций.В течение годаАдминистрация, психолог, педагоги, социальный педагог.
5Приобретение методических разработок, рекомендаций по формированию здорового образа жизни; создание «портфеля» нормативных документов и методических разработок по физкультурно- оздоровительной и спортивной работе.ПостоянноАдминистрация школы.
6Привлечение СМИ для пропаганды здорового образа жизниПостоянноАдминистрация, социальный педагог.

II. Предметно- образовательный цикл Программы

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Контроль за системой психофизического оздоровления детей на урокахПостоянноАдминистрация школы, психолог, социальный педагог
2Решение психологических и педагогических аспектов проблемы преемственности в системе: детский сад, начальная школа, основная школа.Апрель- сентябрьАдминистрация, педагоги
3Осуществление контроля комплектования 1, 10 классовМай- сентябрьАдминистрация школы
4Создание условий для организации учебно- воспитательной работыПостоянноАдминистрация школы
5Диагностика и профилактика школьной дезаптации 1 и 5 классовВ течение годаАдминистрация школы, психолог, классные руководители
6Подготовка дошкольников в школе раннего развития.С 2006 г.Администрация, психолог, учитель

III. Система мер по формированию и развитию классного коллектива

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихсяАвгуст - сентябрьКлассные руководители
2Создание карты индивидуального развития ребенка, ее корректировкаС 2007 г.Классные руководители, мед. работник
3Контроль деятельности классных руководителей 1 и 5 классов с учетом специфики данного периодаВ течение 1 полугодияАдминистрация школы
4Разработка тематики родительских собраний 1, 5 классов с учетом специфики периода и их проведениеВ течение годаАдминистрация школы, классные руководители, психолог

IV. Работа педагогов по реализации преемственности

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Изучение программ начальных классов, программ дошкольных учреждений, стандартовАвгустпедагоги
2Обмен опытом через различные совещанияВ течение годаАдминистрация, педагоги
3Взаимосвязь учителей начальной школы с воспитателями д/с, родителями, взаимопосещение уроковАпрель - майУчителя, воспитатели д/с
4Соблюдение единых требований к уроку Постоянно Администрация школы
5Перенесение методических приемов, инновационных технологий начальных классов в среднее звеноВ течение годаМО учителей предметников
6Изучение системы работы учителейВ течение годаАдминистрация школы

V. Здоровье через физическую культуру

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся.В течение годаУчителя физкультуры, медсестра, классные руководители
2Экспертиза качества уроков физической культуры в условиях реализации концепции развития школы.ПостоянноАдминистрация школы
3Поиск новых форм организации физкультурно- оздоровительной работы и новых методических подходов к проведению занятий с целью увеличения числа занимающихся.ПостоянноАдминистрация школы, учителя физкультуры
4Спортивные праздники в школеВ течение годаУчителя физкультуры, классные руководители
5Участие в районной спартакиаде школ районаВ течение годаАдминистрация, учителя физкультуры
6Поиск дополнительных источников финансирования для улучшения материально- технической базы для занятий физической культуры.В течение годаАдминистрация Школы, Совет школы

VI. Нравственно – эстетический цикл

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Изучение физического и психического здоровья учащихся и разработка программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.ЕжегодноКлассные руководители, медик, психолог
2Организация встреч учащихся с медицинскими работниками, наркологом и др. с целью пропаганды здорового образа жизни.В течение годаАдминистрация, классные руководители
3Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, развитие умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.ПостоянноКлассные руководители, преподаватели ОБЖ
4Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей.В течение годаКлассные руководители, учителя физкультуры
5Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортомПостоянноКлассные руководители, учителя физкультуры
6Проведение дней здоровья1 раз в триместрАдминистрация, учителя физкультуры
7Проведение конкурса «Безопасное колесо»ЕжегодноПреподаватель ОБЖ
8Расширение сети спортивных секций.В течение годаАдминистрация
9Оздоровление детей и организация отдыха детей каникулярное время.ЕжегодноАдминистрация школы, социальный педагог
10Оздоровление детей в ГПДВ течение годаАдминистрация школы

VII. Профилактическая работа.

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Систематический медицинский осмотр школьников специалистами.ЕжегодноАдминистрация, медицинские работники
2Регулярное проведение медико- психолого- педагогических консилиумов.В течение годаАдминистрация школы
3Индивидуальная психологическая помощь учащимсяПостоянноПсихолог
4Индивидуальная работа и психологическая помощь родителям в воспитании здорового ребенка.ПостоянноПсихолог
5Соблюдение светового и теплового режима в помещенияхПостоянноАдминистрация школы
6Соблюдение гигиенических норм учебных занятий.ПостоянноАдминистрация школы, классные руководители
7Обеспечение учащихся полноценным питанием.ПостоянноАдминистрация школы

VIII. Повышение психолого - педагогической компетентности педагогов, сохранение их здоровья

Наименование мероприятийСрокИсполнитель
1Обучение педагогов лечебной педагогике (курсы, семинары)В течение годаАдминистрация, медицинские работники
2Организация самообразования педагогов по вопросам оздоровления учащихсяПостоянноАдминистрация школы
3Семинары- практикумы для учителей по вопросу сохранения их здоровьяЕжегодноАдминистрация школы
4Индивидуальные психологические консультацииВ течение годаПсихолог
5Знакомство с новыми методами и научной литературой по вопросам здоровьяВ течение годаРМО
6Спортивные соревнования среди учителейВ течение годаАдминистрация школы, профсоюз