Программа «ЗДОРОВЬЕ» Лежневской муниципальной средней общеобразовательной школы № 11 на 2006 – 2010 гг.
1. Содержание программы и обоснование ее решения программными методами.
На образование как государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для ее решения необходимы разработка Программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся.
Данные по состоянию здоровья учащихся настораживают.
Таким образом, работа со здоровьем в системе школьного образования сегодня занимает исключительное по значимости положение в силу следующих причин:
- в школе формируется мировоззрение и система ценностей будущего поколения, что предопределяет стратегическую успешность программы построения здорового образа жизни;
- система школьного образования закладывает базу здоровья на всю дальнейшую жизнь, а имеющиеся проблемы со здоровьем или вредными привычками могут быть успешно преодолены или компенсированы;
Таким образом, программа, нацеленная на контингент школьного возраста, является наиболее перспективной программой обеспечения здоровья.
2. Цели и задачи Программы
Цель – формирование здорового образа жизни у детей за счет объединения усилий различных социальных и общественных структур.
Для достижения цели необходимо:
- объединить усилия различных социальных общественных структур, заинтересованных в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, определение способов взаимодействия;
- создание новых педагогических технологий, формирующих у детей ценности, привычки и способности к здоровому образу жизни;
- за счет освещения в СМИ конкретных мер, принимаемых в школе, обеспечить возможность подключения к указанной проблеме родителей, общественности.
3. Механизм реализации Программы.
Реализация Программы предусматривает следующий стратегический подход в решении поставленных задач:
- фокусирование внимания на приоритетных факторах риска и образа жизни, влияющих как на здоровье так и на общее благополучие, способности к получению знаний как в настоящем, так и в будущем;
- объединение и исследование всех компонентов как самой школьной системы, так и прямо или косвенно на них влияющих;
- сотрудничество на всех уровнях;
- активное вовлечение детей в том числе и руководство и оценку хода программных мероприятий;
- активное вовлечение педагогов в создание Программы укрепления здоровья на рабочем месте; образование и повышение квалификации по вопросам укрепления здоровья и здорового образа жизни;
- активное вовлечение родителей;
- использование комплексной системы планирования, мониторинга оценки хода Программы и ее отдельных элементов.
Основными направлениями деятельности педагогов и всех заинтересованных в привитии учащимся навыков здорового образа жизни лиц являются:
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через использование валеологических подходов и методов; разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма, курения и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
- нормализация учебной нагрузки;
- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
- создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;
- использование собственного опыта детей, готовности их к восприятию знаний и собственным действиям в защиту здоровья.
Таким образом, должна быть создана система формирования новой идеологии в отношении к здоровью.
4. Оценка эффективности реализации Программы.
В результате осуществления Программы ожидается:
- создание комплексного мониторинга состояния здоровья детей;
- снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;
- коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
- обеспечение условий для практической реализации и индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
5. Система программных мероприятий.
I. Организационно- методическая работа.
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Создание банка данных по проблеме детского здоровья | Постоянно | Администрация школы, медсестра |
2 | Разработка «Паспорта здоровья» на каждого ребенка с параметрами физического состояния, значимыми для осуществления учебного процесса. | С 2007 года постоянно | Администрация, классные руководители, мед. работник |
3 | Психофизическая диагностика детей | Ежегодно | Школьный психолог, учителя физкультуры |
4 | Образование родителей: информирование о соответствии физических параметров и особенностей детей их возрасту, психологическая помощь родителям в форме лекций, индивидуальных консультаций. | В течение года | Администрация, психолог, педагоги, социальный педагог. |
5 | Приобретение методических разработок, рекомендаций по формированию здорового образа жизни; создание «портфеля» нормативных документов и методических разработок по физкультурно- оздоровительной и спортивной работе. | Постоянно | Администрация школы. |
6 | Привлечение СМИ для пропаганды здорового образа жизни | Постоянно | Администрация, социальный педагог. |
II. Предметно- образовательный цикл Программы
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Контроль за системой психофизического оздоровления детей на уроках | Постоянно | Администрация школы, психолог, социальный педагог |
2 | Решение психологических и педагогических аспектов проблемы преемственности в системе: детский сад, начальная школа, основная школа. | Апрель- сентябрь | Администрация, педагоги |
3 | Осуществление контроля комплектования 1, 10 классов | Май- сентябрь | Администрация школы |
4 | Создание условий для организации учебно- воспитательной работы | Постоянно | Администрация школы |
5 | Диагностика и профилактика школьной дезаптации 1 и 5 классов | В течение года | Администрация школы, психолог, классные руководители |
6 | Подготовка дошкольников в школе раннего развития. | С 2006 г. | Администрация, психолог, учитель |
III. Система мер по формированию и развитию классного коллектива
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихся | Август - сентябрь | Классные руководители |
2 | Создание карты индивидуального развития ребенка, ее корректировка | С 2007 г. | Классные руководители, мед. работник |
3 | Контроль деятельности классных руководителей 1 и 5 классов с учетом специфики данного периода | В течение 1 полугодия | Администрация школы |
4 | Разработка тематики родительских собраний 1, 5 классов с учетом специфики периода и их проведение | В течение года | Администрация школы, классные руководители, психолог |
IV. Работа педагогов по реализации преемственности
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Изучение программ начальных классов, программ дошкольных учреждений, стандартов | Август | педагоги |
2 | Обмен опытом через различные совещания | В течение года | Администрация, педагоги |
3 | Взаимосвязь учителей начальной школы с воспитателями д/с, родителями, взаимопосещение уроков | Апрель - май | Учителя, воспитатели д/с |
4 | Соблюдение единых требований к уроку Постоянно Администрация школы | ||
5 | Перенесение методических приемов, инновационных технологий начальных классов в среднее звено | В течение года | МО учителей предметников |
6 | Изучение системы работы учителей | В течение года | Администрация школы |
V. Здоровье через физическую культуру
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся. | В течение года | Учителя физкультуры, медсестра, классные руководители |
2 | Экспертиза качества уроков физической культуры в условиях реализации концепции развития школы. | Постоянно | Администрация школы |
3 | Поиск новых форм организации физкультурно- оздоровительной работы и новых методических подходов к проведению занятий с целью увеличения числа занимающихся. | Постоянно | Администрация школы, учителя физкультуры |
4 | Спортивные праздники в школе | В течение года | Учителя физкультуры, классные руководители |
5 | Участие в районной спартакиаде школ района | В течение года | Администрация, учителя физкультуры |
6 | Поиск дополнительных источников финансирования для улучшения материально- технической базы для занятий физической культуры. | В течение года | Администрация Школы, Совет школы |
VI. Нравственно – эстетический цикл
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Изучение физического и психического здоровья учащихся и разработка программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности. | Ежегодно | Классные руководители, медик, психолог |
2 | Организация встреч учащихся с медицинскими работниками, наркологом и др. с целью пропаганды здорового образа жизни. | В течение года | Администрация, классные руководители |
3 | Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, развитие умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях. | Постоянно | Классные руководители, преподаватели ОБЖ |
4 | Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей. | В течение года | Классные руководители, учителя физкультуры |
5 | Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом | Постоянно | Классные руководители, учителя физкультуры |
6 | Проведение дней здоровья | 1 раз в триместр | Администрация, учителя физкультуры |
7 | Проведение конкурса «Безопасное колесо» | Ежегодно | Преподаватель ОБЖ |
8 | Расширение сети спортивных секций. | В течение года | Администрация |
9 | Оздоровление детей и организация отдыха детей каникулярное время. | Ежегодно | Администрация школы, социальный педагог |
10 | Оздоровление детей в ГПД | В течение года | Администрация школы |
VII. Профилактическая работа.
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Систематический медицинский осмотр школьников специалистами. | Ежегодно | Администрация, медицинские работники |
2 | Регулярное проведение медико- психолого- педагогических консилиумов. | В течение года | Администрация школы |
3 | Индивидуальная психологическая помощь учащимся | Постоянно | Психолог |
4 | Индивидуальная работа и психологическая помощь родителям в воспитании здорового ребенка. | Постоянно | Психолог |
5 | Соблюдение светового и теплового режима в помещениях | Постоянно | Администрация школы |
6 | Соблюдение гигиенических норм учебных занятий. | Постоянно | Администрация школы, классные руководители |
7 | Обеспечение учащихся полноценным питанием. | Постоянно | Администрация школы |
VIII. Повышение психолого - педагогической компетентности педагогов, сохранение их здоровья
№ | Наименование мероприятий | Срок | Исполнитель |
1 | Обучение педагогов лечебной педагогике (курсы, семинары) | В течение года | Администрация, медицинские работники |
2 | Организация самообразования педагогов по вопросам оздоровления учащихся | Постоянно | Администрация школы |
3 | Семинары- практикумы для учителей по вопросу сохранения их здоровья | Ежегодно | Администрация школы |
4 | Индивидуальные психологические консультации | В течение года | Психолог |
5 | Знакомство с новыми методами и научной литературой по вопросам здоровья | В течение года | РМО |
6 | Спортивные соревнования среди учителей | В течение года | Администрация школы, профсоюз |